УФНС России по Брянской области напоминает, что 1 июля 2019 года завершился третий этап реформы порядка применения контрольно-кассовой техники, когда на современную систему применения ККТ помимо торговли обязана была перейти и сфера услуг, в том числе предоставление услуг по перевозке пассажиров.
Так, с 1 июля 2019 года при осуществлении расчетов за проезд в общественном транспорте водитель или кондуктор обязаны применять контрольно-кассовую технику в момент осуществления расчета непосредственно в салоне транспортного средства либо выдавать проездные билеты на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения пассажиром с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети Интернет, кассового чека в электронной форме, который сформирован в день осуществления расчета кассовым аппаратом, расположенным вне места осуществления расчетов.
Вместе с тем, до 01.10.2020 был введен мораторий на привлечение к административной ответственности за нарушения порядка применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте.
Введение моратория на привлечение к ответственности не исключало обязанности перевозчиков применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов.
Действующим законодательством предусмотрено несколько способов исполнения обязанности по выдаче пассажиру кассового чека:
При этом кассовый чек должен быть сформирован перевозчиком в день осуществления расчета кассовым аппаратом, расположенным вне места осуществления расчетов, например, в офисе организации.
Таким образом, водитель маршрутного такси, автобуса или троллейбуса либо кондуктор обязан выдать кассовый чек или проездной билет, оформленный в соответствии с требованиями законодательства о применении контрольно-кассовой техники, в каждом случае расчета за проезд в общественном транспорте.
Налогоплательщики, осуществляющие услуги по перевозке пассажиров в общественном транспорте без применения ККТ, могут быть привлечены к административной ответственности по ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, которой предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 30 тысяч рублей, на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 10 тысяч рублей.