Мы продолжаем серию интервью с главами районов. Сегодня говорим с амбициозным управленцем Денисом СЕМЕНОВЫМ. Денис Александрович — самый молодой руководитель района в истории нашего региона. Родился на Дальнем Востоке, приехал в Брянск к родственникам, окончил здесь «плехановку». Появились друзья, интересы. И остался в Брянске. «Начал строить новую жизнь», — говорит Денис Семенов. Он рекордсмен-выдвиженец в самые разные органы власти (107 раз) и даже в Госдуму. Управлял «молодежкой» в региональном отделении ЛДПР, работал в столице юристом, увлекается каллиграфией.
Пресс-служба: Как все молодые люди, вы экспериментировали в стиле, образе… В сети есть фотографии озорного повесы в духе стрит-стайл. Сегодня вы сменили «бомбер» на костюмы, но все равно мало похожи на привычного чиновника. Как удается совмещать молодость, азарт, живость с иногда скучной работой — документами, протоколами и так далее?
Денис Семенов: Я и раньше часто носил костюмы, но потом, когда расстался с должностью в партии [ранее Денис Семенов состоял в ЛДПР — прим.] понял, что хоть я их и не разлюбил, но они мне немного надоели. Поэтому и менял имидж, присмотрелся к украшениям, тем более что я неравнодушен к аксессуарам, особенно качественной ручной работы. Сейчас просто вернулся к привычному для себя образу. Считаю, что чиновник, да и вообще уважающий себя человек, должен выглядеть презентабельно. Может я и не похож на обычного чиновника внешне, но скажу честно, что я всего лишь стараюсь соблюдать правила дресс-кода. А в остальном моя «непохожесть» возможно связана с тем, что ранее я много занимался политработой, а не административной деятельностью. Это накладывает отпечаток. Не думаю, что это плохо, но все равно надо чуть-чуть перестраиваться. А вот что касается работы, то не соглашусь, что она иногда скучная. Ни дня ещё не скучал. Соскучишься тут…
ПС: Вы управляете районом уже больше года. Был такой фильм в пост-советском пространстве «Легко ли быть молодым». Легко?
ДС: Конечно нет. Но я вообще не знаю, кому сейчас легко? Старшим товарищам по работе, за которыми я наблюдаю ежедневно, тоже непросто. У молодых зачастую здоровья больше, но опыта меньше. Хотя, вот честно, я на своих руководителей смотрю и вижу, что энергии у них не меньше, чем у молодых. Мне порой кажется, что они вообще не спят. Поэтому в чем-то проще мне, а в чем-то — намного сложнее. Во взаимоотношениях с коллегами из мэрии иногда прослеживаю, конечно, акценты, которые те делают на возрасте, но все в рамках разумного. На общении с жителями района возраст мой никак не сказывается. Вообще я думаю, что неважно, сколько вам лет. Главное в любом возрасте стараться человеком быть и стремиться делать свою работу хорошо, ответственно, уметь отвечать за свои слова, поступки.
ПС: Вы помните свой первый рабочий день в качестве руководителя центрального района Брянска?
ДС: О, ещё бы. Голова «квадратная» была. Столько информации пришлось за один день принять и осмыслить. Я не знаю, когда еще со мной происходило что-то подобное. После того как меня коллективу представил Сергей Сергеевич Антошин, мы поднялись в кабинет, он осмотрел его, потом повернулся ко мне и сказал: «Всё, Семенов, занимайся», и ушел. На тот момент у меня уже в голове всё смешалось. Я сначала закрылся в кабинете и попросил не тревожить меня минут 5 — 10. Нужно было в тишине побыть. Затем пригласил к себе весь руководящий состав администрации и просто начал задавать вопросы о том, как мы решаем те или иные проблемы. За день до этого в блокнот выписал ряд вопросов, волнующих меня именно как жителя города. Спрашивал: как мы участвуем в подготовке к отопительному сезону? Как наводим санитарный порядок? Как взаимодействуем с другими организациями? И вот на этом совещании произошла комичная ситуация. Я, уставившись в свои записи, задаю вопрос: «Как мы решаем проблему с бродячими собаками?». Один из сотрудников перевел на меня взгляд и с пролетарской уверенностью ответил: «Денис Александрович, по закону собакам запрещено появляться в общественных местах». Возникла короткая пауза, после которой уже я поднял голову и спросил: «А собаки что? Вы им это довели?». После этого все улыбнулись, и даже как-то напряжение спало, а оно было. Смена руководителя — это всегда стресс для коллектива. Но я попытался сделать так, чтобы подчиненные поняли, что переживать не нужно. Мне от них нужно эффективное выполнение задач и тогда сработаемся.
ПС: За центральным районом города нужно ежеминутно приглядывать. Работа отнимает много сил?
ДС: Очень много, так как работа эта — многозадачная. Больше сил отнимает даже необходимость учиться новому ремеслу, перестроиться. Надо полностью поменять подход, заставить себя замечать то, на что раньше мог вообще не обращать внимания. Но мне повезло с учителями. Вышестоящие коллеги – опытные, учусь у них, записываю. Блокноты расходуются моментально — в них живого места нет. Надо делать объезды, смотреть за покосами, свисающими проводами, прорывами, мусорками и на всё реагировать, параллельно решая ещё какие-то вопросы. В мероприятиях нужно участвовать, с людьми общаться. Потом совещания на самые различные темы. Обязательно прием граждан нужно проводить. А ещё важный пункт в трудовой повестке — это помощь СВО, работа с семьями участников специальной военной операции. Ну и много-много других задач. Справляться с ними интересно, но надо многому ещё научиться, конечно.
ПС: Какие самые болевые точки района?
ДС: Первое — большая территория, которую надо поддерживать в надлежащем санитарном состоянии. Это очень сложно. Большая часть мероприятий областного и городского значений проводится именно у нас, поэтому расслабляться некогда. Второе — вандализм. Не вытравили мы ещё из себя эту отвратительную культуру: наклеить на новую остановку объявление, изрисовать фасад, бросить мусор мимо урны, сломать лавочку в сквере. Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к горожанам с просьбой не рисовать ничего на стенах домов. Ну не красит это наш город. В ближайшее время будем инициировать увеличение штрафов за такие вещи. И вообще хочу попросить просто по-человечески: бычки от сигарет и другой мусор не бросать на газоны. Ну, найдите урну, дойдите до нее. За своими домашними питомцами нужно убирать. Во многих городах такая практика уже вошла в привычку, у нас пока не так активно. Это, естественно, не ко всем относится, добросовестных горожан у нас очень много. Неравнодушных много. Но есть и другие. Бороться с такими проявлениями все равно будем. Вон, лавочку девчонка ломала в сквере 75-летия УМВД. Нашли, силовики занимаются. И так по другим эпизодам искать будем. Камер в городе полно, всех найдем. Также осталась еще кое-где несанкционированная торговля. Ну и хотелось бы, чтобы хозяйствующие субъекты, работающие на территории района, лучше следили за порядком на прилегающих территориях, инвестировали, если позволите так выразиться, в благоустройство и наведение порядка. Мы — центральный район и «лицо» города, и должны «держать марку».
ПС: По каким острым вопросам района уже удалось найти решения?
ДС: Ну, по вандализму я частично ответил. С незаконной торговлей боремся и будем бороться. Механизм есть, специалисты работают. По уборке территорий налажены контакты со многими руководителями предприятий. Абсолютное большинство из них — адекватные, понимающие люди. Но пока рано говорить о решении сложных проблем. Я не так давно работаю и не мне давать себе оценку, пусть этим занимается руководство и жители района.
ПС: У главы Володарки Светланы Бледновой есть список застарелых тяжелых проблем района. Говорит, если она решит их, то миссия как главы района будет выполнена. А Ваши цели?
ДС: Светлана Васильевна опытнее меня и представления о целях у нее формировались дольше. Мне ещё, наверное, рановато так говорить. Моя цель сейчас — научиться быть полезным нашему району и его людям, профессионально делать свою работу. Я хочу, чтобы наши жители находили в администрации ответы на свои вопросы, чтобы к ним здесь нормально и с пониманием относились. Я запретил подчиненным «футболить» граждан, требую консультировать, не бросать их в трудной ситуации. Стараюсь внимательно изучать письма, которые к нам приходят. Но есть и конкретные задачи: по инициативе губернатора в этом году отремонтируем памятник воинам-интернационалистам. В следующем году хотелось бы снова войти в программу «Инициативное бюджетирование», чтобы отремонтировать памятник мирным жителям и военнопленным – жертвам фашизма, погибшим в «Лесных сараях». Будем и депутатов подключать, и органы территориального общественного самоуправления. Дело хорошее, думаю, все поддержат и, надеюсь, что проект пройдет конкурсный отбор, но над этим еще предстоит плотно поработать. Важно сделать район «визитной карточкой» города. Хочется, чтобы все мы любили Брянск, любили гулять по его улицам и хотели тут жить. Очень надеюсь, что набережная попадет под второй этап реконструкции. Этот вопрос в Совете Федерации на днях поднял Александр Васильевич Богомаз, ранее об этом неоднократно говорил первый замглавы горадминистрации Сергей Сергеевич Антошин, по его инициативе создали проект. В этом же направлении активно работает управление по строительству и развитию территории. Внимание к району со стороны руководства очень серьезное и мы благодарны за такой подход.
ПС: Как выстраиваете взаимоотношения с жителями Советского района?
ДС: Я достаточно коммуникабельный человек, поэтому с выстраиванием взаимоотношений и общения нет каких-то особых проблем. Я не стесняюсь людей, не боюсь, не прячусь от них. Через ТОСы тоже взаимодействуем, через другие механизмы… Здесь нет проблемы. Поэтому всем говорю: если есть проблемные вопросы, которые находятся в компетенции администрации, то, пожалуйста, приходите или пишите.
ПС: Похвалитесь, что удалось сделать за это короткое время?
ДС: Мы смогли переселить маму участника СВО с внуками из барака в нормальную квартиру. Реализовали два очень сложных объекта инициативного бюджетирования. Это площадка под памятник Олегу Брянскому и установка памятника фотографу XIX века. При поддержке коллектива городской администрации и неравнодушных жителей города смогли выиграть в голосовании по программе «Формирование комфортной городской среды», благодаря чему в следующем году заметно преобразится площадь Революции и соседствующие с ней объекты. Подключили бизнес, предприниматели тоже будут инвестировать в это благое дело.
ПС: Я спрашивала про первый рабочий день, а каким был самый тяжелый в Вашей работе?
ДС: Нет такого одного конкретного дня. Это всегда комплекс дней, как правило, перед каким-то событием. Например, тяжело было, когда готовились к 80-й годовщине освобождения Брянска. Включились все. Команда мэрии и районные администрации справились, но тяжело было. И город в порядок приводили, и мероприятия готовили, и украшали, и гостей встречали. Но сделали.
ПС: Вы – руководитель нового поколения. Что, считаете, главное в Вашей работе?
ДС: Нужно стремиться к максимальной результативности при минимальных затратах времени.
ПС: Вы активный пользователь соцсетей. Но как пресс-служба, знаю наверняка, что в Брянске есть группа людей, которая занимается «подрывной» информ-деятельностью. Это вечные критики «как бы я сделал, если бы мог». Как Вы относитесь к критике?
ДС: Тут нечего утаивать: я и сам раньше критиковал власть. Иногда справедливо, иногда — не очень. Но критиковать всегда легко, а сделать — сложно. Это тяжело понять, пока не попробуешь себя в роли чиновника. Сейчас я понимаю, что чиновники и работники городских служб делают действительно много, стараются и им очень сложно. Живут, кстати, скромно. Стереотип о том, что чиновник – это человек богатый, вечно «потягивающий» бокал коньяка в кабинете и заботящийся лишь о своем кармане – в корне неправильный стереотип. Его надо «ломать». Такие, конечно, встречаются, но это отнюдь не повсеместная практика. Среди чиновников много ответственных людей. Да, они не всегда успевают дойти до каждого и каждому помочь «здесь и сейчас», но связано это не с равнодушием, а с колоссальным объемом задач и задач очень непростых. Да и чиновники — не роботы, а тоже люди. Давайте не забывать об этом. Кстати, к конструктивной критике со стороны профессионалов всегда отношусь почтительно, принимаю ее. Если на справедливую критику реагировать остро, то это путь в тупик. Развития не будет. Однако есть и критиканство: оголтелое и невежественное. К такому относиться нужно спокойно. Собака лает — караван идет.
ПС: Не будем утаивать: Вас в горадминистрацию пригласил вице-мэр Сергей Антошин. Каково с ним работать?
ДС: Мне по жизни везет с руководителями. И с Сергеем Сергеевичем, с которым мы знакомы уже 6 лет, та же история. Я его ценю, хотя вначале нам, честно сказать, было непросто сработаться. Это я не про деятельность в администрации, нас с ним свела другая работа. Меня подкупило то, что он отвечает за свои слова и всегда выполняет обещания, а если понимает, что не сможет чего-то сделать, то и обещать не станет. Ценное качество для мужчины, согласитесь. Он всегда вникает в процессы, старается не подводить руководство города, области и команду в целом, искренне переживает за результаты. Безответственное отношение к чему-либо — не его история. От подчиненных требует того же. Кстати, вам ли, пресс-службе мэрии, не знать об этом? А тем, кого он пригласил работать к себе сам, ещё сложнее: спрашивает десятикратно. Поэтому и мне достаётся, признаюсь, знатно. Но всё же при всей своей строгости и требовательности, наш вице-мэр, поверьте, очень человечный.
ПС: Психологи говорят, что очень часто мы выбираем профессию, о которой мечтали в детстве. Это про Вас?
ДС: В 16 лет, когда я еще жил на Дальнем Востоке, начал заниматься партийной деятельностью. Потом стал председателем общественной молодежной палаты Славянского городского поселения, а затем и членом совета молодежи при главе Хасанского муниципального района Приморского края. То есть путь в какой-то степени был предопределен еще в юном возрасте. Но в детстве я не мечтал возглавлять администрацию. Наверное, это было бы странно для ребенка.
ПС: Почему каллиграфия?
ДС: Увлекаюсь ей почти семь лет. Во-первых, она успокаивает, развивает и дисциплинирует, учит концентрации. Во-вторых, это красиво, если шрифтами владеешь. Ну и, естественно, занятия каллиграфией улучшают почерк. Да и всегда приятнее получить открытку, не напечатанную на принтере, а красиво написанную от руки. Мечтаю поставить себе холст и нарисовать какую-нибудь красивую работу, но времени пока нет. Я могу продемонстрировать… Где моя ручка?
Тут Денис Александрович потянулся к своему портфелю, достал оттуда крафтовый блокнот с каллиграфической перьевой ручкой и принялся что-то писать.
ДС: Вот! Надеюсь, не очень коряво?
В блокноте появилась надпись «Служу Советскому району».
ПС: В загсе красивый автограф оставите. Раскройте секрет, есть та, которая украла Ваше сердце?
ДС: Сердце на месте. Были продолжительные отношения, но, как говорится, не судьба. Разошлись. Пока посвятил себя работе. На личную жизнь почти нет времени, к сожалению.
ПС: 23 июня Вам исполнился 31 год. Какой самый неожиданный подарок получили?
ДС: Да почти все знают, что мне нравится. Неожиданностей в этот раз не было. Но самый лучший подарок я получил 13 лет назад. Его мне сделал город Брянск — он одарил меня лучшими друзьями.