18 сентября 2016 года – на территории Брянской области состоятся выборы депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва, а также основные и дополнительные выборы депутатов советов муниципальных образований.
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.
Бюллетени для голосования выдаются избирателям по предъявлении паспорта или иного документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению – по предъявлении также открепительного удостоверения.
Ответственность за нарушение законодательства о выборах установлена федеральными законами:
— Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ);
— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП);
— Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Уголовная ответственность за нарушение конституционных прав предусмотрена главой 19 УК РФ:
— воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ);
— фальсификация избирательных документов (ст. 142 УК РФ);
— фальсификация итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ).
Совершение данных преступлений наказывается штрафом до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до 3 лет, а также обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, арестом до 6 месяцев и лишением свободы сроком до 5 лет, а также лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.
Административная ответственность за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, предусмотрена главой 5 КоАП. Законодатель установил ответственность за такие правонарушения, как:
— нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей (ст. 5.1. КоАП);
— неисполнение решения избирательной комиссии, непредставление сведений и материалов по запросу комиссии (ст. 5.3. КоАП);
— нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, представителя средств массовой информации (ст. 5.6. КоАП);
— нарушение порядка и условий проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации (ст. 5.8 КоАП);
— проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено (ст. 5.9. КоАП), лицами, которым участие в проведении предвыборной агитации запрещено (ст. 5.11. КоАП);
— изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства (ст. 5.12. КоАП);
— умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам (ст. 5.14. КоАП);
— подкуп избирателей либо осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах (ст. 5.16. КоАП);
— непредставление или не опубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов (ст. 5.17. КоАП);
— незаконное финансирование избирательной кампании, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным расценкам (ст. 5.20 КоАП);
— незаконная выдача и получение избирательного бюллетеня (ст. 5.22. КоАП);
— нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, порядка составления протокола об итогах голосования (ст. 5.23. КоАП);
— непредставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25. КоАП);
— нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов (ст. 5.46. КоАП);
— нарушение порядка выдачи открепительного удостоверения и невыполнение требования о его изъятии, использование заведомо поддельного открепительного удостоверения (ст. 5.58. КоАП).
За указанные правонарушения виновное лицо может быть привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере от 500 до 5000 руб. для физических (должностных), до 100 тыс. руб. для юридических лиц.
Государственно-правовая ответственность за нарушения законодательства о выборах предусмотрена Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». К мерам такой ответственности относятся: отстранение от участия в работе избирательной комиссии и удаление из помещения для голосования (ст. 64 Закона), расформирование избирательной комиссии (ст. 31 Закона), приостановление выпуска средства массовой информации и другие.
Конституционное право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, и в других избирательных действиях призваны обеспечивать сразу несколько органов.
К ним относятся:
— избирательные комиссии;
— органы полиции;
— органы, уполномоченные в области печати и средств массовой информации;
— органы, уполномоченные в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания;
— инспекторы Счетной палаты РФ;
— органы прокуратуры;
— суды.
Указанные органы осуществляют свою деятельность в пределах установленных задач и полномочий, предоставленных им Законом.
В силу требований п.2 ст.26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.