Определены категории физических лиц, которые подлежат освобождению от уплаты
комиссионного вознаграждения при перечислении платы за жилищно-коммунальные услуги
Распоряжением Правительства РФ от 27.04.2024 №1059-р «Об утверждении перечня категорий физических лиц, которые нуждаются в социальной поддержке и подлежат освобождению от комиссионного вознаграждения при перечислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги» определено 5 категорий, в числе которых: лица старше 18 лет, входящие в состав многодетной семьи; пенсионеры; инвалиды, ветераны боевых действий; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий.
Распоряжение вступает в силу с 1 июля 2024 г.
Об изменении цен на содержание жилых помещений для нанимателей жилых помещений
по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений
государственного или муниципального жилищного фонда с 1 марта 2024 года
Цены на содержание жилья для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда с 1 марта 2024 года утверждены постановлением Брянской городской администрации от 14.02.2024 №525-п.
Увеличение цен за содержание жилого помещения на 0,16 руб./м2 произойдет для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирных домах с газовыми плитами, в связи с произошедшими изменениями в действующее законодательство РФ и увеличением стоимости обслуживания внутридомовых газовых сетей (входящих в состав общего имущества многоквартирного дома).
С 1 марта 2024 года цены на содержание жилья для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда составляют:
№ п/п | Категории жилищного фонда | Ед. изм. | Цена для жилых помещений с газовыми плитами | Цена для жилых помещений с электрическими плитами |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Многоквартирные дома со всеми видами благоустройства, оборудованные лифтом и мусоропроводом | м² общей площади жилого помещения | 25,94 | 25,23
|
2 | Общежития и многоквартирные дома, ранее имеющие статус общежитий, со всеми видами благоустройства, оборудованные лифтом и мусоропроводом | м² общей площади жилого помещения | 29,30 | 28,75 |
3 | Многоквартирные дома со всеми видами благоустройства, оборудованные лифтом | м² общей площади жилого помещения | 25,02 | 24,31 |
4. | Общежития и многоквартирные дома, ранее имеющие статус общежитий, со всеми видами благоустройства, оборудованные лифтом | м² общей площади жилого помещения | 28,26 | 27,71 |
5. | Многоквартирные дома со всеми видами благоустройства, без лифта и мусоропровода | м² общей площади жилого помещения | 16,66 | 15,95 |
6. | Общежития и многоквартирные дома, ранее имеющие статус общежитий, со всеми видами благоустройства, без лифта и мусоропровода | м² общей площади жилого помещения | 18,00 | 17,45 |
7. | Многоквартирные дома без одного и более видов благоустройства или с износом 60% и более | м² общей площади жилого помещения | 13,97 | 13,26 |
8. | Общежития и многоквартирные дома, ранее имеющие статус общежитий, без одного и более видов благоустройства или с износом 60% и более | м² общей площади жилого помещения | 15,16 | 14,61 |
9. | Ветхие многоквартирные дома | м² общей площади жилого помещения | 10,73 | 10,02 |
10. | Ветхие общежития и многоквартирные дома, ранее имеющие статус общежитий | м² общей площади жилого помещения | 11,65 | 11,10 |
Стоимость отдельных услуг или работ, входящих в перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, включаемых в плату за содержание жилого помещения, установленную для нанимателей помещений государственного или муниципального жилищного фонда прилагается.
Об изменении цен на содержание жилых помещений, за пользование жилыми помещениями (плата за наём)
для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений
государственного или муниципального жилищного фонда с 1 января 2024 года
Цены на содержание жилья для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда утверждены постановлением Брянской городской администрации от 14.12.2023 № 5243-п.
С 1 января 2024 года цены на содержание жилья для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда составляют:
№ п/п | Категории жилищного фонда | Единица измерения | Цена для жилых помещений с газовыми плитами | Цена для жилых помещений с электрическими плитами |
1. | Многоквартирные дома со всеми видами благоустройства, оборудованные лифтом и мусоропроводом | м² общей площади жилого помещения | 25,78 | 25,23 |
2 | Общежития и многоквартирные дома, ранее имеющие статус общежитий, со всеми видами благоустройства, оборудованные лифтом и мусоропроводом | м² общей площади жилого помещения | 29,30 | 28,75 |
3 | Многоквартирные дома со всеми видами благоустройства, оборудованные лифтом | м² общей площади жилого помещения | 24,86 | 24,31 |
4. | Общежития и многоквартирные дома, ранее имеющие статус общежитий, со всеми видами благоустройства, оборудованные лифтом | м² общей площади жилого помещения | 28,26 | 27,71 |
5. | Многоквартирные дома со всеми видами благоустройства, без лифта и мусоропровода | м² общей площади жилого помещения | 16,50 | 15,59 |
6. | Общежития и многоквартирные дома, ранее имеющие статус общежитий, со всеми видами благоустройства, без лифта и мусоропровода | м² общей площади жилого помещения | 18,00 | 17,45 |
7. | Многоквартирные дома без одного и более видов благоустройства или с износом 60% и более | м² общей площади жилого помещения | 13,81 | 13,26 |
8. | Общежития и многоквартирные дома, ранее имеющие статус общежитий, без одного и более видов благоустройства или с износом 60% и более | м² общей площади жилого помещения | 15,16 | 14,61 |
9. | Ветхие многоквартирные дома | м² общей площади жилого помещения | 10,57 | 10,02 |
10. | Ветхие общежития и многоквартирные дома, ранее имеющие статус общежитий | м² общей площади жилого помещения | 11,65 | 11,10 |
Стоимость отдельных услуг или работ, входящих в перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, включаемых в плату за содержание жилого помещения, установленную для нанимателей помещений государственного или муниципального жилищного фонда прилагается подробнее >>>.
Размер платы за пользование жилыми помещениями (плата за наём) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда с 1 января 2024 года утверждён постановлением Брянской городской администрации от 25.12.2023 №5437-п, см. таблицу:
№ п/п | Наименование групп жилья от срока эксплуатации | Все виды благоустройства с лифтом, руб./м² общей площади жилых помещений | Все виды благоустройства без лифта, руб./м² общей площади жилых помещений | Отсутствие одного и более видов благоустройства, руб./м² общей площади жилых помещений |
1. | Жилые помещения в многоквартирных домах и общежитиях сроком эксплуатации от 0 до 30 лет | 9,7 | 9,5 | 9,2 |
2. | Жилые помещения в многоквартирных домах и общежитиях сроком эксплуатации от 31 до 60 лет | 9,5 | 9,2 | 9,0 |
3. | Жилые помещения в многоквартирных домах и общежитиях сроком эксплуатации свыше 60 лет | 9,2 | 9,0 | 8,7 |
Об изменении порядка проведения перерасчёта размера расходов на оплату коммунальных ресурсов,
потребляемых при использовании и содержании общего имущества
Согласно изменениям, внесенным в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (редакция от 27.03.2023), величина перерасчета учитывается равными долями в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение года, следующего за расчетным годом, а при прекращении управления многоквартирным домом лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за последний месяц представления к оплате таким лицом платежного документа для внесения платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Ранее перерасчёт производился в течение I квартала года, следующего за расчетным годом.
Указанные выше изменения будут учитываться при проведения перерасчета размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества за 2023 год.
Новое в законодательстве РФ в части расчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами
16 ноября 2022 года Правительством РФ принято постановление №2076 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Правила дополнены пунктом 86(1), согласно которому при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии в жилом помещении потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, на основании заявления и документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя в жилом помещении, осуществляется перерасчет размера платы за указанную услугу.
Данная норма вступает в силу с 1 марта 2023 года.
Каким образом при расчёте платы за отопление подлежит определению объём потребленного коммунального ресурса
на общедомовые нужды в многоквартирном доме (далее – МКД), каждая часть (секция) которого
имеет самостоятельные системы теплоснабжения и оборудована приборами учёта энергии,
в частности, когда МКД вводился в эксплуатацию несколькими очередями?
МКД представляет собой объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям.
Стоимость коммунальной услуги по отоплению составляет весомую часть платежей собственников и иных законных владельцев помещений в МКД (часть 4 статьи 154 ЖК РФ), при этом плата за нее по общему правилу включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в МКД.
Специфика отопления помещений в МКД заключается в том, что на законодательном уровне установлен запрет перехода на отопление помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Это объясняется тем, что при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одного помещения в МКД происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой
системе теплоснабжения, и, как следствие, тепловой баланс всего жилого здания, неразрывно связанный с опосредованным отоплением за счет теплоотдачи стен между помещениями.
Ввод МКД в эксплуатацию по секциям не означает необходимости его дробления на несколько объектов (по сути, самостоятельных МКД), если весь дом имеет единый тепловой баланс.
Поэтому плата за отопление мест общего пользования, включаемая в стоимость данной коммунальной услуги, должна быть равной для всех собственников и пользователей помещений в МКД (пропорционально занимаемому помещению) и не может зависеть от количества вводов тепловых сетей в МКД, факта оборудования каждого из таких вводов прибором учета, а равно секционного деления МКД и нахождения помещения в той или иной секции.
Более того, если МКД юридически является одним объектом недвижимости, то места общего пользования принадлежат на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в МКД, которые также несут бремя содержания таких мест и обязаны оплачивать необходимые для этого коммунальные услуги (статьи 210, 249, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), статья 39 ЖК РФ). Распределение права общей долевой собственности по секциям МКД или подобное определение бремени содержания общего имущества законодательством не предусмотрены.
Следует учитывать, что в качестве единого ОДПУ допускается квалификация совокупности средств измерения (приборов учета) и дополнительного оборудования, раздельно и исчерпывающим образом учитывающих весь объем поступающего в МКД коммунального ресурса.
Таким образом, при исчислении объема обязательств собственников и пользователей помещений в МКД, состоящего из нескольких секций, имеющих отдельные подключения к централизованной системе теплоснабжения, оборудованных приборами учета, по оплате коммунальной услуги по отоплению следует исходить из общей площади МКД (а не секции) и совокупности показаний приборов учета, установленных на всех тепловых вводах в дом».
Жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности,
расположено в доме, который признан аварийным и подлежащим сносу.
Обязан ли в этом случае наниматель вносить плату за жилое помещение (плату за наём)?
Факт признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу не является основанием для отказа в начислении и взимании с нанимателей муниципальных квартир платы за наем.
По договору социального найма жилого помещения обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя со дня заключения такого договора (п. 1 ч. 2 ст. 153 Жилищного Кодекса РФ, далее – ЖК РФ).
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома и определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (ч. 2 и 4 ст. 156 ЖК РФ).
В соответствии с п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя включает в себя также плату за пользование жилым помещением (плата за наем (п. 1 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ)). От внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) освобождаются граждане, признанные в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущими и занимающие жилые помещения по договорам социального найма (ч. 9 ст. 156 ЖК РФ). Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть освобождены от несения расходов по оплате за пользование жилым помещением и иные категории граждан.
Таким образом, сам по себе факт признания многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу не является основанием для отказа в начислении и взимании с нанимателей муниципальных квартир платы за наем, поскольку отношения по пользованию жилым помещением не прекращены, договоры социального найма в установленном законом порядке не расторгнуты. Закон предусматривает единственное основание для освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) — граждан, признанных малоимущими в порядке, установленном ЖК РФ.
Новый порядок расчёта за общедомовое потребление коммунальных ресурсов
С 1 сентября 2022 года будет применяться новый порядок расчета за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (далее — КР на СОИ). Правительство утвердило ряд новых формул и принципов расчета, которые будут обязательными для УК, ТСЖ и самих потребителей.
1) Конкретизирован состав КР на СОИ: холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, отведение сточных вод. Важная оговорка: КР на СОИ по газу законом не предусмотрено, а отопление продолжает выставляться как единая коммунальная услуга.
2) Предусмотрен порядок расчета КР на СОИ по новым формулам, исходя из конкретной ситуации:
— если общедомового счетчика нет (он выведен из строя или истек срок поверки) — расчет делается по нормативу;
— если установлен общедомовой прибор учета, но собственники не приняли решение о распределении КР на СОИ по факту, то в основе расчета норматив, который в дальнейшем пересчитывается на фактическое потребление;
— если собственники проголосовали за начисление по среднемесячному потреблению КР на СОИ, то оно выставляется в расчетом периоде, а затем корректируется на факт;
— такой же принцип используется при оплате КР на СОИ по факту на основе показания общедомового прибора учета;
— если в доме установлена автоматизированная информационно-измерительная система учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, то КР на СОИ определяется по ней каждый месяц.
3) В случае, если УК и ТСЖ имеют отрицательный КР на СОИ (индивидуальное потребление жителей превышает общедомовое), то плата за КР на СОИ не начисляется, а в следующем расчетном периоде (или следующих расчетных периодах), уменьшается на величину отрицательного КР на СОИ.
4) В законе устанавливается три случая перерасчета по КР на СОИ:
— если нет решения собственников о том, чтобы выставлять сверхнормативный объем КР на СОИ, то доначисление по КР на СОИ осуществляется каждый год, в течение I квартала года, следующего за расчетным годом;
— при прекращении управления многоквартирным домом лицом (плата доначисляется за последний месяц представления к оплате таким лицом платежного документа для внесения платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме)
— если собственники приняли решение о том, чтобы начислять КР на СОИ по факту, то доначисление им производится за период, предшествующий такому решению (если иное не установлено договором с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом).
5) УК и ТСЖ обязаны раскрывать в квитанции информацию по КР на СОИ по каждому виду коммунального ресурса.
Дополнительные изменения внесены в Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Установлены требования о том, что:
— определение КР на СОИ для сточных вод осуществляется через коллективный (общедомовый) прибор учета сточных вод, а при его отсутствии – через аналогичные приборы учета холодной воды и горячей воды;
— объем коммунального ресурса, определенный по показаниям приборов учета считается потребленным в соответствующем расчетом периоде независимо от наличия возможности снятия такими приборами учета посуточных показаний;
— для непосредственного управления остается понятие коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды (ОДН).
Расчет платы за лифт в многоквартирном доме переменной этажности
В силу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), лифты относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) и принадлежат им на праве общей долевой собственности.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
В связи с тем, что доля обязательных расходов на содержание общего имущества в МКД, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (ч. 1 ст. 37, ч. 2 ст. 39 ЖК РФ), расходы на содержание лифтового оборудования обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений в МКД, независимо от того, находится ли их помещение на первом, втором, или третьем этаже.
Указанный подход отражен также в решении Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2005 № ГКПИ05-588.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290, включает в себя работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в МКД:
Из совокупности перечисленных норм следует, что работы в отношении лифтов в МКД относятся к содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в МКД, бремя которых несет собственник помещения, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в МКД указанного собственника.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Т.е. плата за содержание и ремонт лифтового оборудования в МКД входит в состав платы за содержание общего имущества собственников помещений в МКД и не является платой за пользование лифтом. Расчет платы за содержание жилого помещения (при управлении управляющей организацией) производится путем умножения утвержденного общим собранием собственников помещений в МКД тарифа на площадь помещения, принадлежащего собственнику. Плата за лифт не является платой за проезд в нем.
Факт пользования каким-либо общим имуществом (лифтом, мусоропроводом, окном в холле на этаже и т.п.) не влияет на размер платы за содержание общего имущества собственников помещений в МКД. На это обратил внимание Пленум Верховного суда РФ в пункте 12 постановления от 27.06. 2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности». Соответственно, переменная этажность МКД, как таковая, не оказывает влияния на размер платы за лифт в составе платы за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в МКД.
Данная позиция подтверждается и тем, что в соответствии с ч. 4 ст. 37 ЖК РФ собственник помещения в МКД не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в МКД.
Таким образом, нельзя говорить о том, что лифт, расположенный, например, во втором подъезде МКД, принадлежит собственникам помещений во втором подъезде МКД. Общее имущество собственников помещений в МКД – единый неделимый комплекс, разделение которого по каким-либо признакам не предусмотрено жилищным законодательством.
«Могут ли собственники жилых помещений многоквартирного дома, который обслуживается управляющей организацией, один раз в год самостоятельно принять решение о снижении платы за содержание жилья (меньше размера, предложенного управляющей организацией)?
Вопрос о праве общего собрания собственников помещений многоквартирного дома принять решение о снижении размера платы за содержание жилого помещения без учета мнения управляющей организации законодательно не урегулирован и неоднозначно трактуется в правоприменительной практике.
Поскольку порядок определения цены договора, размера платы за содержание жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы являются существенным условием договора управления многоквартирным домом (п. 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного Кодекса РФ, далее — ЖК РФ), в случае снижения решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме управляющая организация будет вправе расторгнуть договор управления многоквартирным домом (ст. 451 Гражданского Кодекса РФ, далее – ГК РФ).
Согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается на срок не менее чем один год.
Необходимо отметить, что в любом случае утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно. Он должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491)).
По вопросу того, имеет ли право общее собрание собственников помещений многоквартирного дома (далее — ОСС) принять решение о снижении размера платы за содержание жилого помещения без учета мнения управляющей организации, однозначной позиции не существует. Так, Минстрой России полагает, что собственники помещений многоквартирного дома не могут сами, в одностороннем порядке, без предложения управляющей организации, уменьшить размер этой платы. В противном случае управляющая организация вправе через суд признать соответствующее решение ОСС недействительным (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.07.2019 № 25373-ИА/04 (далее — письмо Минстроя № 25373-ИА/04).
Однако из анализа судебной практики усматривается, что суды зачастую с позицией Минстроя России не согласны. В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Ничтожность решения собрания предусмотрена статьей 181.5. ГК РФ в следующих случаях:
Если признаки ничтожности в решении ОСС не усматриваются, то оно является оспоримым. Однако многие суды полагают, что оспорить решение ОСС вправе только собственник помещения многоквартирного дома, не принимавший участие в ОСС или голосовавший против принятия такого решения, и только в том случае, если таким решением нарушены его права и законные интересы (п. 3 ст. 181.4 ГК РФ; ч. 6 ст. 46 ЖК РФ). Такое же право предоставлено представителю собственника помещения в многоквартирном доме (ч. 1, ч. 2 ст. 48 ЖК РФ). Поскольку управляющая организация собственником помещений многоквартирного дома не является, правом оспаривания решения ОСС она не обладает (например, решение Октябрьского районного суда г. Белгорода Белгородской области от 17.02.2021 по делу № 2-833/2021; апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 06.10.2020 г. по делу № 33-4447/2020, апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16.01.2020 по делу № 33-633/2020).
Также суды указывают, что ссылки на письмо Минстроя №25373-ИА/04 несостоятельны, поскольку оно не является нормативно-правовым актом, подлежащим применению (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 № 02АП-10972/19; апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16.01.2020 по делу № 33-633/2020).
Таким образом, исходя из изложенного, предположить заранее позицию суда в случае возникновения спора довольно затруднительно.
Необходимо отметить, что в случае, если решение ОСС не будет оспорено, оно обязательно к исполнению (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). В этом случае управляющая организация будет обязана руководствоваться именно тем размером платы за содержания помещения в многоквартирном доме, который установит ОСС (определение Верховного Суда РФ от 28.09.2015 № 304-ЭС15-12668).
Кроме того, законодательство не содержит обязанность руководствоваться предложением управляющей организации при принятии решения ОСС об установлении размера платы за содержание жилого помещения (решение Арбитражного суда Томской области от 20.07.2015 по делу № А67-2464/2015).
Тем не менее, поскольку порядок определения цены договора, размера платы за содержание жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы являются существенным условием договора управления многоквартирным домом (п.3 ч.3 ст. 162 ЖК РФ), в случае снижения ОСС размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, управляющая организация будет вправе расторгнуть договор управления многоквартирным домом (ст. 451 ГК РФ).
Особенности перерасчёта платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО)
В соответствии с пунктом 148(34) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354), размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В пункте 148(24) Правил №354 предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 148(22) Правил №354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 148(44) Правил №354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил №354.
На основании изложенного, перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил №354.
Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правила №354 не содержат.
Пунктами 56(2) и 148(36) Правил №354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
С учетом изложенного, Верховный Суд РФ в своем определении от 13.04.2020 №301-ЭС20-4119 по делу №А43-24851/2019 пришел к выводу о том, что неиспользование лицом жилых помещений (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах №354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения собственников жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Вместе с тем, действующее законодательство в любом случае возлагает на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества и от этой обязанности не освобождает тех собственников, которые не зарегистрированы по месту нахождения принадлежащего им жилья. Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами № 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен».
Кто несет ответственность за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования:
наймодатель или наниматель?
В правоотношениях по социальному найму жилого помещения наймодатель, будучи собственником или управомоченным им лицом, обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, сданного внаем (п. 3 ч. 2 ст. 65 Жилищного Кодекса РФ, далее – ЖК РФ), а наниматель обязан обеспечивать сохранность этого помещения (п. 2 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ), поддерживать его надлежащее состояние (п. 3 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ), а также проводить текущий ремонт этого помещения (п. 4 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ).
Типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 №315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относит побелку, окраску и оклейку стен, потолков, окраску полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замену оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Некачественное предоставление коммунальных услуг является основанием для изменения размера платы за коммунальные услуги
Согласно Жилищному кодексу РФ, при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества их предоставления, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Изменение размера платы осуществляется лицом, предоставляющим коммунальные услуги в соответствии с заключенным договором, в том числе, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также ресурсоснабжающей организацией или региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На практике при прямых договорах возникали споры, кто делает перерасчет: ресурсоснабжающая или управляющая организация, окончания которых был вынужден ждать потребитель. Теперь же потребитель получает свой перерасчет, а затем ресурсоснабжающая организация, управляющая компания и иные лица, исполняющие обязанности по содержанию и своевременному ремонту общего имущества многоквартирного дома, будут между собой решать вопрос, кто виноват в некачественном предоставлении коммунальных услуг.
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений, изменение размера платы за коммунальные услуги производит ресурсоснабжающая организация, если нарушения произошли до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома».
О порядке расчета платы за отопление в многоквартирных домах при оборудовании помещения индивидуальными источниками тепловой энергии (газовыми котлами), либо индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Брянская городская администрация напоминает, что Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708 были внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Данные изменения позволили начиная с 01.01.2019 использовать при расчетах платы за отопление показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, а также учитывать наличие в помещениях индивидуальных источников тепловой энергии (газовых котлов).
Порядок расчета платы за отопление установлен пунктами 42(1), 42(2), 43 раздела VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Расчет платы за отопление для помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии производится исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, зафиксированных индивидуальными приборами учета тепловой энергии, а также общедомовыми приборами учета тепловой энергии. При этом, в 1-м квартале года, следующего за расчетным, должна производиться корректировка платы за отопление.
Расчет платы за отопление для помещений, оборудованных индивидуальными источниками тепловой энергии состоит из платы, которую платит потребитель за потребленное топливо (газ), а также платы за тепловую энергию, потребленную в местах общего пользования, т.е. с учетом показаний общедомового прибора учета тепловой энергии. При этом, в 1-м квартале года, следующего за расчетным, должна производиться корректировка платы за отопление.
Обращаем Ваше внимание, что возможность расчета платы за отопление с учетом наличия индивидуального источника предоставляется только в случае если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Также напоминаем, что в соответствии с Федеральным и региональным законодательством, на территории Брянской области действует порядок расчета платы за отопление исходя из среднемесячный оплаты в течении 12 месяцев, а не в отопительный период. Данный порядок применяется независимо от наличия или отсутствия общедомовых, индивидуальных приборов учета, индивидуальных источников тепловой энергии.
Расчет платы за отопление исполнителями коммунальных услуг в отопительный период будет являться нарушением действующего законодательства РФ и основанием для принятия мер реагирования контрольными органами Брянской области».
Брянская городская администрация информирует:
1) Постановлением Брянской городской администрации от 05.02.2020 №255-п «Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению» изменилась сумма социального пособия на погребение, которое с 1 февраля 2020 года составляет 6124,86 руб., т.е. увеличено на 178,39 рубля. Изменение размера социального пособия на погребение произведено в соответствии с Федеральным законом №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», постановлением Правительства РФ от 29.01.2020 №61.
2) Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 13.12.2019 №419 с 1 января 2020 года изменяются нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов, в зависимости от категории объектов.
Для многоквартирных жилых домов норматив накопления ТКО не изменился и составляет 2,03 м3/чел. в год, однако, в его структуре выделен норматив накопления крупногабаритных отходов (КГО) в размере 0,301 м3/чел. в год.
Для индивидуальных жилых домов нормативы накопления ТКО и КГО равны нормативам для многоквартирных жилых домов.