В 2019 году в России стартовал национальный проект «Безопасные качественные дороги». За шесть лет его реализации в нашей стране привели в нормативное состояние около 100 тыс. км улиц и магистралей в городских агломерациях, увеличив этот показатель с 44% до 85%.
В 2024 году действие нацпроекта БКД завершается. Свое продолжение с 2025 года он получит в новом нацпроекте — «Инфраструктура для жизни». Он объединил в себе не только развитие улично-дорожной сети, но и жилищного строительства и социальной инфраструктуры.
Наследие БКД
С 2019 по 2024 годы в Брянске капитально отремонтировали и построили более 198 объектов улично-дорожной сети общей протяженностью 226,8 км улиц. Проспект Станке Димитрова, Авиационная, Крахмалева, Фокина, Горбатова, Ульянова, Брянской Пролетарской дивизии, Институтская, Академика Королева, Чичерина, Димитрова, Пушкина, Ермакова, Снежетьский Вал и еще десятки других.
Стройкой десятилетий стал, например, проспект Героев. Шестиполосная магистраль с двумя мостами соединила сразу три района города Брянска. А пятым городским проспектом вполне может считаться улица Авиационная, которую местами расширили до восьми полос для движения, в том числе для общественного транспорта. Вновь построенные улицы Советская и Амосова гармонично вписались в развивающуюся дорожную сеть территории бывшего аэропорта.
Новый асфальт, тротуары, разметка, светодиодное освещение, дорожные знаки, искусственные неровности — основные составляющие капремонта дороги «под ключ». Заострим внимание на пешеходных ограждениях — камне преткновения и поводе для жарких споров в интернете. Установку металлических конструкций регламентирует ГОСТ. И это не прихоть проектировщиков.
Основные магистрали, соединяющие районы города, а также улицы с движением общественного транспорта уже приведены в нормативное состояние. Безусловно, есть проблемы в частном секторе, которые тоже нужно решать. Но и на второстепенные улицы «заглядывают» дорожники: Салтыкова-Щедрина, Проектируемая, Березовая, Смольная, Щукина, переулки Брянский и 1-й Городищенский, проезд Федюнинского и многие другие.
ЩМА — всему голова
В 90% случаев в последнее время при ремонте и строительстве дорог применяется ЩМА — щебеночно-мастичный асфальтобетон. По своим прочностным и эксплуатационным характеристикам он превосходит материалы, ранее применяемые для асфальтирования проезжей части.
Там, где необходимо, основание дороги могут укреплять. Например, на проспекте Московском усиливали среднюю полосу слоем тощего бетона, чтобы снизить вероятность появления колейности. Подобная технология применялась также на улице Снежетьский Вал. Здесь стояла задача укрепить основание на заболоченных участках со слабой несущей способностью грунта. А вот на проспекте Героев тощий бетон уложен подо всем полотном дороги.
Что внутри?
Жаркие споры разгораются в интернете после каждого дождя в Брянске: в городе не работает ливневая канализация. В управлении ЖКХ города Брянска напоминают: система водоотведения строится с расчетом на среднестатистический дождь. Когда вода уходит с проезжей части в течение часа, это лучше, чем когда улица без ливневки превращается в водоем. Там, где строилась ливневая канализация, застоя воды нет. Там, где она существовала при интенсивных ливнях, может наблюдаться кратковременный застой воды, который за непродолжительный период времени уходит.
Ситуация с затоплением проезжей части наблюдается во многих городах нашей страны. Ведь девяностые и двухтысячные годы ливневая канализация почти не строилась. В Брянске в 2015 году длина городской ливневки составляла всего 23 км. Уже в 2024 году ее протяженность превысила 50 км.
И каждая вновь строящаяся дорога обеспечивается системой водоотвода: проспект Героев, улица Ильи Иванова, Амосова, улично-дорожная сеть по Флотской т.п. Да, есть проблемные места, например, новая улица Визнюка. Здесь построена ливневка, но уходить воде мешают объективные причины — еще не построенные улицы Строкина и Войстроченко.
В управлении ЖКХ пояснили, почему при капремонте дорог в условиях сложившейся застройки не везде можно построить ливневую канализацию. Во-первых, необходимо перенести многочисленные подземные сети: водопровод, канализацию, электричество, газопровод к которым подключены потребители, да и во многих случаях вынести сети просто некуда. Не все знают, но трубы ливневки прокладывают на глубине до шести метров. Ливневая решетка на поверхности проезжей части — лишь верхушка айсберга.
Во-вторых, прокладываемые трубы должны куда-то отводить воду, т.е. необходима техническая возможность подключиться к существующей системе.
В-третьих, для того, чтобы проложить ливневку по действующей улице, ее необходимо полностью закрыть для движения транспорта. В условиях плотного автотрафика сделать это невозможно.
Кто в ответе за дефекты?
От 4 до 8 лет — такую гарантию по условиям контракта дает подрядчик на вновь отремонтированную дорогу. Конкретный срок зависит от интенсивности движения. Весной и осенью в городе проходит гарантийное обследование дорог. С 2019 по 2024 год в Брянске отремонтировали более 2,7 млн. кв. метров дорожного покрытия. Из них площадь дефектов за этот срок не превышала 3000 кв. метров или менее 0,1%. При этом выявленные недостатки компании устраняют за свой счет. С теми, кто не выполняет обязательств, ведется претензионная и судебная работа.
Управление ЖКХ города Брянска проинформировало, что основное разрушение дорожного покрытия происходит в осенний и весенний периоды при воздействии температурных условий и воды. Асфальтобетонные покрытия подвергаются частой перемене температур, что влечет за собой развитие процессов разрушения. В итоге образуется трещина, а затем и яма. Немаловажным фактором является возросшая интенсивность движения транспортных средств, а соответственно — нагрузка на дорожную одежду.
Вопрос, который волнует горожан: почему подрядчики иногда не справляются в срок? Зачастую это связано с объемами, которые достаются дорожным строителям — берут больше, чем могут освоить. Чтобы участвовать в торгах, подрядчик должен внести определенную сумму залога, иметь соответствующий подтвержденный опыт работы на подобных объектах. У большинства брянских подрядчиков есть свои производственные базы, слаженные коллективы, дорожная техника, у наиболее крупных — собственные асфальтовые заводы.
Сегодня работа по строительству и капитальному ремонту по муниципальным контрактам, заключенным между городской администрацией и подрядчиками, ведется по принципу «утром стулья — вечером деньги». Сначала дорожники выполняют определенный объем работ, который оплачивается после предоставления исполнительной документации и проверки технадзором. Только затем на счет поступают бюджетные средства. Максимальный аванс — 1%, чтобы строители могли начать работу.
Что будем ремонтировать?
Как формируется список дорог на следующий год? Свое видение излагают специалисты управления ЖКХ города Брянска по итогам дорожного обследования. Планы подают депутаты горсовета по итогам встреч с местными жителями. Не секрет, что некоторые дороги ремонтируются по судебным решениям.
Городская администрация в деле капремонта дорог ограничена лимитами денежных средств, выделенными на конкретный год. Поэтому приходится чем-то жертвовать, естественно, не в ущерб безопасности. На одной дороге не сделать, например, парковки, зато на другой — с аварийным перекрестком — установить светофор, искусственные неровности.
Но даже несмотря на осенние дожди, к качеству ремонта — самое пристальное внимание. На вверенные дороги выезжают ежедневно: сверить конструктив, внести правки в проект в связи с производственной необходимостью. Власти осуществляют контроль и надзор за производством работ, их ходом и качеством, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставленных подрядчиком материалов.
О перечне дорог, капитальный ремонт которых запланирован на следующий год, мы расскажем дополнительно. Этот список еще формируется. Пока же объекты проходят экспертизу, планы сопоставляются с финансовыми возможностями. Но можно сказать, что в следующем году отремонтируют улицу Менжинского, а также вторую часть проспекта Московского — от ж/д путепровода до памятника танкистам.