В последние несколько лет вопросы деофшоризации и повышения налоговой прозрачности занимают ключевое место в налоговой повестке стран-членов «Группы Двадцати», ОЭСР и ЕС.
Международным сообществом проводится серьёзная системная работа по пересмотру и совершенствованию международных и национальных налоговых правил, направленная на устранение возможностей для сокрытия активов и финансовых счетов в так называемых офшорах. Существенным изменениям подвергается, в том числе, законодательство в области валютного контроля, противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма, контролируемых иностранных компаний, а также правила раскрытия бенефициарных собственников.
Сегодня для налоговых органов всего мира, включая ФНС России, фактически перестала существовать банковская тайна. С 1 июля 2015 года Российская Федерация, присоединившись к Совместной конвенции ОЭСР и Совета Европы о взаимной административной помощи по налоговым делам и ФНС России уже имеет возможность направлять налоговые запросы в более чем 90 стран и юрисдикций, включая так называемые офшоры.
Вместе со странами-членами «Группы Двадцати» и ОЭСР ФНС России участвует в работе по внедрению современных электронных способов информационного обмена сведениями о финансовых счетах и зарубежных активах между налоговыми органами различных стран и юрисдикций. В 2017 году будет введена в эксплуатацию общая для всех стран система для взаимного обмена сведениями об иностранных счетах, имуществе и активах иностранных налоговых резидентов в налоговые органы стран, резидентами которых они являются. ФНС России подключится к этой системе в 2018 году и начнёт получать указанные сведения из офшоров в электронном систематизированном виде.
Полученные сведения будут использоваться ФНС России для осуществления мер налогового контроля в отношении лиц, владеющих зарубежными активами и финансовыми счетами, что создаёт определенные риски для граждан, до сих пор полагающихся на существовавшую в прошлом непрозрачность офшорных юрисдикций.
Какое решение предлагается российским налогоплательщикам?
С 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 г. №140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» российские налогоплательщики могут сообщить о своих активах и счетах, заполнив и подав специальную декларацию в налоговый орган по месту жительства или в ФНС России.
Представить специальную декларацию могут как российские, так и иностранные граждане. Важно помнить, что исполнение обязательств, предусмотренных налоговым и валютным законодательством, часто связано с вопросами резидентства, которое не всегда совпадает с гражданством.
Какие гарантии и преимущества получает гражданин, подавший специальную декларацию?
Лица, подающие налоговую декларацию, получают следующие преимущества:
1. Операции по передаче имущества его номинальным владельцем фактическому владельцу имущества освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Специальные декларации или информация, которая содержится в специальной декларации, освобождаются от взыскания налога в случае неуплаты или неполной уплаты налога, при условии если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица в результате совершения до 1 января 2015 года операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями (КИК), информация о которых содержится в специальной декларации, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.
3. Освобождение от следующих составов уголовных преступлений, совершенных до 1 января 2015 года, если эти деяния связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями (КИК), информация о которых содержится в специальной декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации (данный список является исчерпывающим):
• статья 193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации»;
• статья 194 УК РФ (часть 1 и 2) «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» (в особо крупном размере, по предварительному сговору группой лиц);
• статья 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»;
• статья 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»;
• статья 199.1 УК РФ «Неисполнение обязанностей налогового агента»;
• статья 199.2 УК РФ «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».
4. Освобождение от административной ответственности в случае выявления факта нарушения законодательства Российской Федерации при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, а также при совершении валютных операций и (или) зачислении денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации, по основаниям, предусмотренным статьей 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»;
5. Освобождение от ответственности за налоговые правонарушения, если эти правонарушения связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации.
Может ли ФНС использовать сведения, представленные в специальной декларации, для налоговых проверок или передавать их третьим лицам без согласия лица, представившего специальную декларацию?
Информация, содержащаяся в специальной декларации, так же как и сам факт подачи уточненной декларации:
— не может быть основанием для проведения камеральной проверки;
— не может быть основанием для проведения выездной проверки;
— является налоговой тайной и не может быть использована в качестве доказательства.
Разглашение информации, указанной в специальной декларации, запрещено законом (ст. 183 УК РФ).
Что ещё полезно знать о добровольном декларировании?
Форма специальной декларации, порядок её заполнения и представления размещены на официальном сайте ФНС России в разделах «Деофшоризация и декларирование зарубежных активов» и «Приём специальных деклараций (декларирование активов и счетов)».
Порядок приёма и учёта специальных деклараций был доведён до сведения Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации письмом от 25.06.2015 № ОА-4-17/11035@.
Также ФНС России подготовила информационную брошюру, в которой в доступной форме изложены особенности уплаты налогов в Российской Федерации при ведении бизнеса за границей или при наличии зарубежных активов, объясняется, как избежать двойного налогообложения, какая информация подлежит раскрытию, а также многие другие вопросы декларирования зарубежных активов и счетов.