Уникальность этнической истории Брянской земли заключается в том, что фактически во все исторические периоды на её территории проходили различные этнические процессы, население подвергалось этническим воздействиям, ассимилируясь одно другим и создавая свою местную самобытную культуру.
Данная территория является местом, где во все времена соприкасались племена и народы — носители разных культур, что освящается в изданных в последнее время научных трудах по истории заселения края. Результатом различных влияний и было формирование местных традиций, которые отражали различные этапы развития тех или иных элементов культуры населения на протяжении веков. Изучая современную народную культуру, мы можем наблюдать, например, элементы декора жилища, воплотившие некоторые мифологические представления славянских племен, заселявших Брянщину еще в глубокой древности; мотивы вышивки, восходящие к языческим временам и др.
Освоение славянами среднего Подесенья, частью которого была и Брянская земля, проходило волнообразно, причем движение этих волн объясняется не только увеличением численности племен и, соответственно, потребностью жизнеобеспечения за счёт новых территорий, но и внешними причинами.
Двигавшиеся в южной половине Восточно-европейской равнины во II-IX вв. мощные миграционные потоки неоднократно захлестывали и древнеславянские племена, вынуждая их оставлять территорию прежнего пребывания и искать более спокойные места. Переселившись в конце II — первой половины III вв. нашей эры с низовьев р. Вислы в северо-западное Причерноморье готские племена проходили через места, издавна связанные с венедами — теми славянскими племенами, которые позже стали основой формирования западнославянских народов. Какая-то часть венедов под давлением готов вынуждена была передвигаться на север, к среднему течению р. Неман, где венеды потеснили кривичей. От р. Неман через северо-запад современной Белоруссии в бассейн верховья Днепра — таков вероятный путь кривичей, которые в начале VIII в. появились на севере будущей Брянщины.
Зона расселения кривичей на Брянщине ограничивалась бассейном рек Габьи и Снопоти. Продвижение кривичей на юг, как по правому, так и по левому берегу р. Десны, шло достаточно равномерно и остановилось примерно на линии междуречья рр. Сещи и Белизны (правые притоки Десны) — левый берег р. Ветьмы (левый приток р. Десны). [25, с.23]
Еще одна волна славянских переселенцев в среднее Подесенье могла появиться в конце IV — начале V вв. н. э., когда из-за нашествия гуннов некоторые славянские племена лесостепной зоны Приднепровья искали спасения в придеснянских лесах. Нашествия аваров в конце VI — начале VII вв. явилось причиной нового переселения славянских племён из лесостепных районов на север, северо-восток. По-видимому, именно в это время, юг Брянщины был занят частью северян, основная масса которых расселялась несколько южнее. Наконец, последняя, наиболее значительная волна славянских переселенцев нахлынула на территорию среднего Подесенья, в бассейн р. Ипути и другие прилегающие места в VIII-IX веках. Это были племена вятичей и радимичей. Если кривичи прибыли на Брянщину с севера, северяне — с юга, то радимичи и вятичи, вероятнее всего, с юго-запада.
В летописях часто упоминается о происхождении радимичей и вятичей от ляхов (поляков), объясняющееся тем, что эти племена когда-то проживали вблизи территории, где позднее возникло Польское государство.
Весьма вероятны родственные связи радимичей и вятичей. Вятичи ассимилировали проживающие на территории среднего Подесенья балтские племена, а в междуречье рр. Десны и Оки частью и финно-язычные племена, что привело к появлению в их физическом облике черт, свойственных облику финно-угров Северного Поволжья. Русские летописи упоминают о существовании в течение долгого времени на территории Брянщины балтского племени голядь. С помощью топонимов, происходящих от названия «голядь» можно выделить 2 района расселения этого племени: междуречье Десны и Болвы (деревни Взголяжье , Гляднево , Глаженка, с. Голяжье — все на территории Рогнединского, Дубровского, Дятьковского, Брянского районов) и территория, ограниченная с севера р. Навля, с юга — нижним течением р. Нерусса и р. Усож (деревни Глашево, Гладское, Глоднево, Глядино, Голынь — на территории Навлинского, Брасовского , Комаричского и Севского районов). Историки и лингвисты отмечают у населения этой части края сохранение диалектов русского языка в сочетании с элементами, близкими языку племени голядь.
Таким образом, в X — середине XII веков край был заселён представителями шести этнокультурных групп, причём для северян Подесенье являлось главным центром расселения. Наиболее пёстрым в этнокультурном плане являлась северная часть края, где проживали племена радимичей, вятичей, кривичей, племена балтов — голядь и частично финно-угорские племена.
XI-XII века отмечены созданием на территории края удельных княжеств. Наиболее крупные из них — Вщижское, Брянское, Трубчевское. Долгое время княжества находились на окраине славянских земель, соприкасаясь с землями кочевых народов, воспринимая элементы культуры степных районов. Оседали на территории края и половецкие племена. Одним из мест возможного расселения половецкого племени являлась территория г. Карачева и близлежащих поселений, расположенных в пойме р. Снежеть. Что косвенно подтверждается анализом антропологических черт населения района.
В 1-й половине XIV в. Брянский край являлся ареной острого политического и военного соперничества между различными князьями. В этой борьбе князья часто обращались за помощью к татарам, что приводило к разорению края.
Политическая нестабильность в Брянском княжестве завершилась установлением чужеземного господства: утвердилась власть литовских князей. В XIV в. Великое княжество Литовское объединяло литовские и русские земли. Но жизнь людей под властью литовских феодалов не оказала существенного влияния на формирование культуры края. Русский язык был государственным наравне с литовским, при этом все делопроизводство и законодательство велось только на русском языке. Не было ущемления прав русского населения по этническим или религиозным мотивам.
История Брянщины во 2-й половине XIV в. не богата внутренними или внешними политическими событиями. Развитие шло сравнительно спокойно, что способствовало хозяйственному освоению населением земель края, появлению новых городов и селений.
В XVI в. Брянщина была возвращена в состав Русского государства.
В начале XVII в. Брянский край входит в состав Северской земли, занимавшей в Русском государстве пограничное юго-западное положение.
В 1630-1640 г. в Северский край из Украины, находившейся под властью Польши, из-за обострения этнических, а также религиозных противоречий пошёл поток переселенцев. Порой группы выходцев с Украины достигали нескольких тысяч человек. Миграционный поток усиливался в годы неурожаев в Польше. Большинство мигрантов оседало в окрестностях г. Севска. Кроме этого, в окрестностях Севска правительство проводило раздачу земель случайным людям «по прибору» (по набору). Это были рядовые русской армии, которые за свою службу получали земельные наделы, но не в личную собственность, как помещики, а в коллективную. Например, своя земля была у слобод, где жили пушкари, своя — у солдат и т.п. Все они обрабатывали полученные участки земли и не пользовались наёмным трудом.
Особое положение занимала территория запада края. Эта часть его в XVII в. входила в состав Украины. Здесь сочеталась полковосотенная система административного управления с органами государственной власти — магистратов и ратуш. Территория входила в состав Стародубского полка, разделённого на 10 сотен. Структура населения края была сложной в сословном отношении.
Особый статус получали города, имевшие грамоты по магдебургскому праву. Магдебургское право давало определённые налоговые льготы и распространялось в основном на посадских людей, составлявших примерно половину населения города. Оно не давалось казакам, которые тоже занимались ремёслами, промыслами и торговлей, т.е. видами производственной деятельности, бывшими привилегиями мещан и находившимися в ведомстве магистрата. Это часто создавало острые конфликтные ситуации в городах.
Особое внимание следует обратить на старообрядцев, проживающих и в настоящее время на территории края. Сведения о появлении первых раскольников здесь относятся к концу XVII века. Как показали исследования этнографов, в результате обособленности быта старообрядцев, они сохранили подлинно народные формы традиционной культуры.
В XVIII в. началась промышленная разработка полезных ископаемых края. Строились рудни — шахты, вокруг которых образовывались новые поселения. Основным занятием поселян была работа на этих разработках. Так, в 1672 г. была построена рудня Унеча, положившая начало посёлку.
Таким образом, в течении XVI-XIX вв. население Брянщины было не однородно в сословном, конфессиональном и социальном отношениях. Такая дифференциация не могла на сказаться на многих сторонах культуры ее населения.
Этнографы в составе населения южнорусского региона выделяют отдельные этнографические группы. Одной из них является полехи — жители Полесья. Состав населения Полесья очень сложный. По мнению историков, на данной территории могли сохраниться и потомки древнего населения домонгольского периода, сохраняя свою культуру, язык и обычаи.
История заселения края и его пограничное положение способствовало сохранению в культуре полехов как основных южнорусских особенностей, так и белорусско-украинских компонентов.
C XIX в. и особенно к началу XX в. в крае усилились ассимиляционные процессы. В 60-90-гг. XIX в. на территории России «обрусели» 1 млн. 400 тысяч украинцев, около 1 млн. белорусов. Подобные процессы наблюдались и на территории Брянщины. Многие украинцы, белорусы стали считать русский язык родным языком.
С 20-х годов XX века начал изменяться внешний облик поселений. В соответствии с проектными планами советских архитекторов в них стал выделяться технический и культурный центр, менялась планировка, уничтожались культовые сооружения, старинные здания, а вместе с ними часто погибал и домовой декор. Большой урон нанесла и Великая Отечественная война. Боевые действия дважды проходили на территории края: в 1941 г. и при освобождении Брянщины в 1943 г.
Исходя из истории Брянщины и путей развития её населения, рассматривая местную материальную культуру, можно выделить влияние следующих факторов:
Приведённые выше исторические материалы свидетельствуют о сложной истории формирования населения края. Здесь развивались культурные традиции, сохранявшие элементы, возникшие в разные эпохи. Наряду с общерусскими чертами, в этой культуре появились локальные варианты, характерные для Украины и Белоруссии и отличающиеся друг от друга некоторым своеобразием.
Таким образом, подводя итоги отметим следующее:
— по богатству и значимости памятников истории, культуры, археологии Брянская область является одной из интереснейших территорий России (под государственной охраной состоит 2209 памятников, из них 41 памятник истории и архитектуры общероссийского значения). В число исторических населенных мест России по Брянской области внесено десять городов — Брянск, Дятьково, Карачев, Клинцы, Мглин, Новозыбков, Почеп, Севск, Стародуб, Трубчевск и села Красный Рог, Овстуг и Вщиж.
— в настоящее время на территории Брянской области зафиксировано 1094 памятника археологии. Из них: 190 городищ и детинцев древнерусских городов, 535 селищ и поселений, 103 стоянки и местонахождения, 266 курганных групп и бескурганных могильников. Из общего количества — 568 находятся на госохране (из них 35 общероссийского значения), 526 — вновь выявленные. Паспортизировано 778 памятников.